ПОЗНАЙ СЕБЯ

Цикл «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Тема: «Отправляясь на поиски своего Я»

Корнейчук Валерия Борисовна,

воспитатель ФГБУ «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

г. Евпатория

Цели:

– побудить детей к самопознанию;

– ознакомить с понятием «личность»;

– подвести ребят к осознанию того, что личность может быть понята лишь в системе отношений, которые складываются между людьми.

Ход занятия.

1.Воспитатель.

– Ребята, как называется период, в котором мы сейчас живем? (самопознание).

– Как вы понимаете это слово «самопознание»? (я сам познаю себя, свои человеческие качества, пытаюсь понять для чего я родился, живу, учусь, общаюсь с людьми и т.д.);

– А как вы думаете, нужно ли узнавать себя? Или можно этого и не делать? Ну, живу я и живу!

– Почему? (чтобы знать свои сильные и слабые стороны, строить правильные, добрые отношения с людьми, открывая свой внутренний мир);

– Можно ли, по вашему мнению, однозначно ответить на вопрос: «Кто Я?» (нет). Почему?

Воспитатель. Послушайте ситуацию: Соня была хорошей ученицей, всегда выполняла домашние задания, добросовестно относилась к поручениям. Но однажды она не выучила стихотворение и решила соврать, что приболела. Она подумала: «Вот другие ребята часто не учат, а я всего один раз». Учитель, конечно поверил примерной ученице и даже посочувствовал девочке. Ответьте на вопросы:

– Как поступила девочка? Какая она?

Соня была всегда честна, организованна. Что же, девочка из-за одного некрасивого поступка сразу стала плохой? Да, она совершила нечестный поступок, но ведь до этого всегда была положительной?

– Можем ли мы однозначно сказать какая Соня? (нет);

– Мы можем оценить, в данном случае, ее поступок и какой он? (отрицательный);

Да, у Сони, как и у каждого человека, есть хорошие и не очень хорошие качества. Помните встречу, когда мы с вами отвечали на вопрос «Какой Я?»

Были ответы:

– «я добрая, отзывчивая, но несдержанная, упрямая»;

– «я вспыльчивая, но отходчивая, медлительная, но трудолюбивая» и т.д.

Смею утверждать, какими бы ни были данные вами ответы самим себе – они окажутся разными. И в самом деле, в одной ситуации – я добрый, в другой – злой; кто-то считает меня сильным, а что думают про меня другие – неизвестно. В целом я, конечно, умный, но иногда веду себя глупо.

– Бывает с вами такое?

Подобная неоднозначность, неопределенность естественна, так же, как многогранно и неопределенно понятие «личность». А представление о своем «Я» является центральной характеристикой личности.

  1. Что же такое личность?

Это достаточно трудный вопрос. На него пытаются ответить многие ученые, психологи, да и все человечество. Но окончательный ответ на вопросы: «Что такое личность», «Кто я?» окончательно пока не найден.

Мы с вами пытаемся прикоснуться к этой теме.

– Для чего? (чтобы лучше узнать себя).

Я вам много раз говорила о том, что человек не может обходиться без других людей, мы должны учиться жить в коллективе.

– Почему?

Да потому, что личность может быть понята лишь в системе отношений, которые складываются между людьми. Личность – качество социальное, т.е. – общественное.

– Почему это так?

Едва родившись, маленький человек вступает в сложный мир окружающих людей. Подрастая, усваивает, принятые в обществе правила жизни, варианты поведения и т.д., узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Человек учится строить свой внутренний мир, обретает свою личность. Строительство личности не завершается на протяжении всей жизни, человек все время меняется.

Личность достояние каждого человека.

Слышали ли вы когда-нибудь гневное: «Ты не личность!»

– Что это значит, по вашему мнению? (человек плохой, имеющий массу недостатков и т.д.)

Но сказать так кому-то неправильно, т.к. с определенного возраста и до конца дней личность есть достояние каждого человека. Однако, вопрос в том, какая именно личность: активная или пассивная, несущая добро или наоборот, сеющая зло.

– Отчего зависит формирование личности? (от окружающей среды).

В основе нашего развития лежат взаимоотношения с другими людьми. И как построить их – на основе честности, порядочности или наоборот –корысти, лжи, такой личностью ты и будешь. Здесь уместно вспомнить слова известного американского писателя Д. Голсуорси: «Уважение к людям есть уважение к самому себе».

– Как вы это понимаете?

Послушайте рассказ А.И. Пантелеева «Честное слово» (приложение 1).

Ответьте на вопросы:

*Как можно охарактеризовать поступок мальчика?

* Охарактеризуйте личность мальчика по следующему плану:

– качества характера (ответственный, смелый);

– ценности (для него важно…);

– роль (военный человек, выполняющий ответственное задание).

*Заслуживает ли эта личность уважения? Почему?

Еще одна ситуация: «Алеша и Коля» (приложение 2).

– Кого и из мальчиков можно назвать положительной личностью? Почему?

3.Постарайтесь вспомнить и привести примеры из жизни, литературы, когда личность совершает достойные поступки и наоборот.

Очень советую вам прочитать роман В. Каверина «Два капитана» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

Завершая нашу встречу, давайте попробуем ответить на вопрос – что же такое «Личность»? (заслушиваются ответы).

У нас получилась такая палитра ответов. Суммируя их можно сказать, что личность – это и: черты нашего характера, и наши желания, потребности, оценка себя, отношения с другими людьми и многое другое (определение записываем в тетрадь, используя зрительную опору, читаем вслух – 2,3 человека). И еще одна важная деталь, о которой мы должны помнить – в основе нашего развития как личности лежат отношения с другими людьми. Не наследственность, не обстоятельства жизни (этим люди часто привыкли объяснять свои плохие дела и поступки), не астрологические закономерности, а именно система человеческих отношений: путь от «Мы» к «Я» и его должен пройти каждый из нас!

Вывод. О чем мы говорили сегодня?

– Для чего нужно узнавать, изучать себя?

– Что такое личность?

– От чего зависит наше развитие как личности?

Желаю вам успехов в самопознании и становлении вашей личности.

 

Приложение к занятию

Приложение 1

Пантелеев А.И. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. Л.: Дет. лит., 1984.

 

Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.

Как–то летом я зашел в садик, – я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я захлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.

Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.

Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет. Я свернул на боковую дорожку – там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал. Я подошел и окликнул его:

– Эй, что с тобой, мальчик?

Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на меня и сказал:

– Ничего.

– Как это ничего? Тебя кто обидел?

– Никто.

– Так чего ж ты плачешь?

Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.

– Давай пошли, – сказал я ему. – Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.

И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:

– Не могу.

– Что не можешь?

– Идти не могу.

– Как? Почему? Что с тобой?

– Ничего, – сказал мальчик.

– Ты что – нездоров?

– Нет, – сказал он, – здоров.

– Так почему ж ты идти не можешь?

– Я – часовой, – сказал он.

– Как часовой? Какой часовой?

– Ну, что вы – не понимаете? Мы играем.

– Да с кем же ты играешь?

Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:

– Не знаю.

Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все–таки болен и что у него голова не в порядке.

– Послушай, – сказал я ему. – Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь – с кем?

– Да, – сказал мальчик. – Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик… он маршал был…он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».

– Ну?

– Ну, я и сказал: «Честное слово – не уйду».

– Ну и что?

– Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.

– Так, – улыбнулся я. – А давно они тебя сюда поставили?

– Еще светло было.

– Так где же они?

Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

– Я думаю, – они ушли.

– Как ушли?

– Забыли.

– Так чего ж ты тогда стоишь?

– Я честное слово сказал…

Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни. А игра это или не игра – все равно.

– Вот так история получилась! – сказал я ему. – Что же ты будешь делать?

– Не знаю, – сказал мальчик и опять заплакал.

Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек?..

Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят. А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось…

– Ты, наверно, есть хочешь? – спросил я у него.

– Да, – сказал он, – хочу.

– Ну, вот что, – сказал я, подумав. – Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.

– Да, – сказал мальчик. – А это можно разве?

– Почему же нельзя?

– Вы же не военный.

Я почесал затылок и сказал:

– Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник… И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного. Я ничего не сказал мальчику, только сказал: «Подожди минутку», – а сам, не теряя времени, побежал к выходу…

Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик. Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.

Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел – за углом, на трамвайной остановке – защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу – к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.

Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:

– Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!

Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:

– В чем дело?

– Видите ли, в чем дело, – сказал я. – Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик… Он не может уйти, он дал честное слово…

Он очень маленький… Он плачет…

Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.

– При чем же тут я? – сказал он.

Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито. Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:

– Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?

Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.

В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять – но на этот раз очень тихо – плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:

– Ну, вот, я привел начальника.

Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

– Товарищ караульный, – сказал командир. – Какое вы носите звание?

– Я – сержант, – сказал мальчик.

– Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:

– А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек…

– Я – майор, – сказал командир.

И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:

– Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.

И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались. И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.

Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.

Майор протянул мальчику руку.

– Молодец, товарищ сержант, – сказал он. – Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.

Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свиданья».

А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке. Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

– Может быть, тебя проводить? – спросил я у него.

– Нет, я близко живу. Я не боюсь, – сказал мальчик.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет… Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.

И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.

 

Приложение 2

«Отправляясь на поиски своего «Я».

«Алеша и Коля».

Ситуация. В класс пришла новая учительница по математике. Чтобы лучше узнать возможности и уровень знаний детей, она дала самостоятельную работу. Алеша был лучшим учеником в классе и всегда выполнял контрольную только на «5». А Коля еле «тянул» на «3». И в этот раз Алеша быстро справился с заданием, но у него пачкала ручка, были исправления, и работа казалась неаккуратной. Коля же старательно и аккуратно списал у Алеши. Алеша получил «4-», а в тетради Коли сияла «5». Учительница похвалила Колю. Алеша ничего не сказал учительнице, но в следующий раз, когда она вызвала мальчиков к доске, Алеша быстро и правильно решил примеры, а Коля так и не смог справиться с заданием.

«Как же так?» – удивилась учительница». У тебя ведь была лучшая работа по этой теме?!». Она пристально посмотрела на мальчиков и все поняла.

Вопросы:

  1. Как повели себя в данной ситуации мальчики?
  2. Кого из мальчиков мы можем назвать положительной (отрицательной) личностью. Почему?
  3. Как бы ты поступил в данной ситуации?
  4. Был ли выбор у Коли? Какой?
Таврический научный вестник. Педагогика и психология © 2020