Что мы знаем? Что умеем?

Викторина «Что мы знаем? Что умеем?»

 

Пономарева Татьяна Геннадиевна,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 35 г. Симферополя

 

Мероприятие по итогам работы кружка «Психология» ориентировано на обучающихся 5-х классов. Тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе выходит для ребят этого возраста на первый план. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, чем раньше, меньше зависимость от отметок, оценок и школьных успехов. Формула «Кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».

В каждом классе существует система личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций. С этой целью и была разработана викторина.

Цель: профилактика конфликтов в межличностном взаимоотношении обучающихся.

Задачи:
— развивать навыки общения;
— развивать навыки сотрудничества;
— развивать способность осознавать и выражать свои чувства;
— повышать уровень самооценки учащихся;
— повышать положительный эмоциональный уровень класса;
— развивать способность к самоанализу и рефлексии;
— развивать творческую активность учащихся.

Время: 45 минут.

Участники: обучающиеся 5-х классов.

В викторине принимают участие 2 команды.

Вопросы викторины:

  1. БЛИЦ -ОПРОС

В переводе с древнегреческого слово «психология» означает «наука о …».

А) теле

Б) душе

В) голове

Г) сердце

 

Толерантность — это:
А) редкое заболевание глаз;
Б) смирение и непротивление злу;
В) уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.;

 

  1. В психологии традиционно выделяют четыре типа темперамента человека. Ниже приведены описания этих типов:

Холерик. Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Конфликтен.

Сангвиник. Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются.

Флегматик. Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.

Меланхолик. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции.
Вопрос. Какими типами темперамента обладают следующие известные персонажи. Почему вы так думаете?

А) Вини – Пух (сангвиник)

Б) Ослик Иа (меланхолик)

В) Сова (флегматик)

Г) Тигра (холерик)

Можно также предложить персонажи их мультсериалов, например, «Сказочный патруль», или предположить типы темперамента одноклассников.

 

  1. «Знатоки профессий» (7 минут)

Кроссворд

По горизонтали

5

Перетянут он ремнём,
Каска прочная на нём.
Он в горящий входит в дом,
Он сражается с огнём.

7

Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы?

10

По размеру в самый раз
Он костюм сошьёт для вас.
Всё исполнит по науке —
И ходите руки в брюки.

11

Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.

14

Кто, скажите, по лесам
Ходит, кланяясь грибам?

16

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?

16

Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.

18

Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?

11

Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.

 

По вертикали

1

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.

2

Кто гантели поднимает,
Дальше всех ядро бросает?
Быстро бегает, метко стреляет,
Как одним словом их всех называют?

3

Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.

4

Кто у постели больного сидит? —
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, — Разрешит погулять.

6

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он …

8

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас.

9

Работник этот хоть куда!
Сопровождает поезда.

12

Чистит мастер башмаки,
Прибивает каблуки.
Чинит туфли и сандалии,
Чтоб как новенькие стали.

13

Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас ….

15

Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работ

 

Конкурс болельщиков (пока команды разгадывают кроссворд)

Жюри просят назвать любую букву. Зрители, «болеющие» за команды, поочерёдно должны называть слова, имеющие отношение к психологии и выбору профессии, на эту букву. Та команда, чьи болельщики назвали большее количество слов, получает дополнительные баллы – по 0,5 балла за каждое «лишнее» слово.

 

  1. «Художники профессий» (7 минут)

Задание: участникам по очереди предоставляется право изобразить на бумаге 6 предметов, имеющих отношение к профессии. Команда-соперник угадывает, какая профессия изображена. Загадываются следующие специальности (они предлагаются на карточке):

повар, учитель, депутат, строитель, врач, дизайнер.

Критерии оценивания: по одному баллу показывающей команде за каждый правильно угаданный ответ.

Как вы считаете какой тип темперамента наиболее подходит к данным профессиям? Почему? 

  1. Подведение итогов.
  2. Завершение.

Занятие протекает в виде викторины, в которой принимают участие две команды по 5 человек. Остальные учащиеся могут присутствовать в виде зрителей. Учитывая особенности групповой вовлеченности, учащиеся, не входящие в состав активных команд, поддерживая ту или иную группу, сопереживая ей, так же принимают участие в общей работе.

Обе команды отвечают на ряд вопросов, решают задачи. Выполнение заданий ограниченно по времени.

В процессе викторины, поддерживается дух соревнований, правильные ответы засчитываются как победа.

Соревновательный дух способствует формированию групповой сплоченности, принятию общих решений, сфокусировать свое внимание на конструктивном общении.

Скрытым смыслом проведения подобной викторины является то, что как победившая, так и проигравшая команда, принимает предложенные ведущим ценности, как результат командной работы, и эти понятия не вызывают сопротивления. Кроме того, закрепляется стереотип конструктивного взаимодействия в группе, групповой сплоченности, целеполагания и сотрудничества.

 

Литература

Максименко В.Ю. Викторина «Профессиональный ринг» // Уроки психологии в школе [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psylesson.ru/node/70

Таврический научный вестник. Педагогика и психология © 2020